Страница обновлена 12.10.2017

МОУ Левашовская средняя школа Некрасовский район Ярославская область

Страница обновлена 12.10.2017
МОУ Левашовская средняя школа Некрасовский район Ярославская область

 

6. Программа формирования

здорового и безопасного

 образа жизни

  

  6.1. Пояснительная записка

 

   В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Комплексная программа укрепления здоровья в нашей школе – это совокупность мероприятий, направленная на обеспечение здоровья и благополучия субъектов УВП.

Основная цель начального образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т. е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности. Именно поэтому уже в начальной школе важно научить ребёнка осознать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за сохранение своего здоровья.  Учёные отмечают, что первый скачок в увеличении ребят, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. Это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит всё население страны. И на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Среди источников «школьных» факторов, негативно воздействующих на здоровье учащихся, в период обучения можно выделить следующие неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

·       факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей;

·       комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

·       особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью.

6.2. Обоснование необходимости реализации Программы

 

Село Левашово расположено на территории Некрасовского района  Ярославской области.

Ведущей отраслью района является сельское хозяйство, которое в настоящее время находится в критическом состоянии. Другие отрасли экономики не получили здесь своего развития, поэтому уровень безработицы очень высокий. Таким образом, сложная социально-экономическая ситуация в селе усугубляется низким уровнем культуры населения, в т.ч. питания, неблагоустроенным жильём (в домах отсутствует канализация, вода, поступающая по старому водопроводу, с повышенным содержанием железа).

Все эти обстоятельства негативно влияют на состояние здоровья населения.

 

Причинами ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения являются также школьные факторы риска нарушения здоровья, в т. ч. :

 

  •  совместное обучение детей с разным уровнем подготовки и разными психофизическими качествами;
  •  недостаточная дифференциация содержания учебных предметов;
  •  перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями;
  •  неблагоприятный психологический микроклимат в детских коллективах;
  •  неоправданная интенсификация образования на фоне ухудшения социально-экономической и экологической обстановки и др.

 

Утверждение здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения рассматриваются в качестве одного из приоритетных направлений деятельности нашего ОУ, т. к. школа является одним из главных инициаторов и исполнителей культурного просвещения учащихся и взрослого населения в селе.

В школе сложилась система, предполагающая планомерный контроль состояния здоровья учеников и принятие мер по его улучшению, которая легла в основу комплексно-целевой программы « Здоровье» (далее – Программа).

 

6.3. Ресурсное обеспечение Программы

 

МОУ Левашовская СОШ представляет собой трёхэтажное здание кирпичной конструкции общей площадью 1413 кв. м, территория земельного участка школы . В школе имеются 20 кабинетов, спортзал и малый тренажёрный зал, столярная мастерская, библиотека, актовый зал и столовая. Во дворе находится спортивная площадка. К школе примыкает парк.

 

Информационные ресурсы школы:

 

·        количество книг в библиотеке в расчёте на одного учащегося 58 шт.;

·        суммарное время пользования Интернетом на одного учащегося  в год 7 ч;

·        количество учащихся на один компьютер 23 чел.

·       соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

·       наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

В школе имеется столовая  на  80 мест, пищеблок, где имеются все необходимые условия для хранения продуктов  и приготовления пищи.

·       организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;

Обучающиеся начальной школы охвачены горячим питанием (полный обед). Имеется 10 — дневное меню, утверждённое Роспотребнадзором.

·       оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.

Имеется спортивный зал (общая площадь 120  м 2),  где имеется всё необходимое оборудование для осуществления образовательного процесса по предмету физическая культура, работы спортивных кружков и секций, внеурочной деятельности:

1. Козёл гимнастический

2. Стенка гимнастическая

3. Скамейка гимнастическая жёсткая

4. Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания)

5. Мячи: малый (мягкий), баскетбольные

6. Скакалка детская

7. Мат гимнастический

8. Акробатическая дорожка

9. Обруч пластиковый детский

10. Флажки стартовые

11. Лента финишная

12. Лыжи детские (с креплениями и палками)

13. Сетка для переноса и хранения мячей

14. Аптечка

15. Контейнер с комплектом игрового инвентаря

·       наличие помещений для медицинского персонала;

Медицинское сопрвождение обучающихся осуществляет Левашовский ФАП и Центральная районная больница

·       наличие необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися  (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).

Оздоровительную работу с обучающимися осуществляют специалисты: учитель физической культуры

 

6.4. Стратегические цели по оздоровлению школьников и пропаганде здорового образа жизни

 

Программа преследует следующие стратегические цели:

 

·       поиск оптимальных средств сохранения  и укрепления здоровья  учащихся;

·       создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижения успеха.

·        

 Задачи, решение которых обеспечивает достижение заявленных целей

 

Задачи Программы:

 

·        сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

·        научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

·        научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

·        сформировать представление о правильном ( здоровом ) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

·        сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

·        дать представление с учётом принципа информационной  безопасности о негативных факторах риска здоровью детей ( сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п. ), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

·        дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

·        обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки ( релаксации );

·        сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

·        сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

·        сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста развития.

 

6.5. Сроки реализации Программы

 

Программа рассчитана на 4 года и предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию.


                   
 

Здоровьесберегающая инфраструктура

 
 

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся

 
 

Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы

 
 

Реализация дополнительных образовательных программ

Внеурочной деятельности

 
 

Просветительская работа с родителями (законными представителями)

 
 
6.6. Основные направления деятельности

 

6.6.1. Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:

·        

·        соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

·        наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

·        организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;

·        оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным инвентарём;

·        наличие помещений для медицинского персонала;

·        наличие необходимого ( в расчёте на количество обучающихся ) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися ( логопеды, учителя физической культуры, психологии, медицинские работники ).

   Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.

 

6.6.2. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,

направленная  на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом черезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

·        соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеурочной нагрузки ( выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях ) учащихся на всех этапах обучения;

·        использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям обучающихся ( использование методик, прошедших апробацию );

·        введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

·        строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

·       - индивидуализация обучения ( учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности ), работа по индивидуальным программам начального общего образования.

     Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.

 

6.6.3. Эффективная организация физкультурно- оздоровительной работы,

направленная  на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья, включает:

·        полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья ( на уроках физкультуры, в секциях и т. п. );

·        рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно- двигательного характера на ступени начального общего образования;

·        организацию занятий по лечебной физкультуре;

·        организацию часа активных движений ( динамической паузы ) между 3-м и 4-м уроками;

·        организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

·        организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

·        регулярное проведение спортивно – оздоровительных мероприятий ( дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

    Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, а также всех педагогов.

 

6.6.4. Реализация дополнительных образовательных программ внеурочной деятельности предусматривает:

·        внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;

·        проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т.п.;

Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:

·        интеграцию в базовые образовательные дисциплины;

·        проведение часов здоровья;

·        факультативные занятия;

·        проведение классных часов;

·        занятия в кружках;

·        проведение досуговых мероприятий:  конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;

·        организацию дней здоровья.

 

6.6.5. Просветительская работа с родителями ( законными представителями ) включает:

·        лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т.п.;

·        приобретение для родителей ( законных представителей ) необходимой научно- методической литературы;

·        организацию совместной работы педагогов и родителей ( законных представителей ) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.

 

6.7. Ожидаемые результаты реализации  Программы

Ожидаемые результаты заключаются в следующем:

·        сохранение и по возможности укрепление психосоматического здоровья школьников через овладение навыками ЗОЖ;

·        формирование осознанного ценностного отношения школьников и их родителей к здоровью как основному фактору успеха подрастающего поколения на последующих этапах жизни;

·        повышение адаптационных возможностей детского организма и стабилизация уровня обученности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую;

·        повышение уровня психологической комфортности в системах: « ученик – учитель », « ребёнок – ребёнок », « ребёнок – детский коллектив », « ребёнок – родители »;

·       улучшение взаимодействия семьи и ОУ, ОУ и социума при организации здоровье-сберегающей  деятельности школы.

 

6.8. Критерии оценки достижения результатов

 

Критериями оценки результативности здоровьесберегающей  деятельности школы являются следующие показатели:

·        желание учащихся посещать школу и оставаться в ней после окончания уроков;

·        активность и заинтересованность школьников и их родителей в мероприятиях, связанных с тематикой здоровья;

·        позитивные изменения психологического климата в педагогическом и детских коллективах;

·        позитивные результаты мониторинга психосоматического здоровья учащихся.

 

6.9. Организация контроля исполнения Программы

 

Осуществляется в соответствии с внутришкольным контролем по правилам, предусмотренным разделом « Контроль над соблюдением гигиенических норм и правил, а также организацией учебно – воспитательного процесса и созданием условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся».

 

6.10. В программе принимают участие:

 

·       Учащиеся школы;

·       Члены педагогического коллектива;

·       Медицинские работники;

·       Родители.

 

6.11. Деятельность по реализации программы предполагает:

·       Объединение учащихся в соответствии с их спортивными интересами для организации спортивных секций (баскетбол, футбол, лёгкая атлетика, настольный теннис, шашки и т.д.).

  • Проведение Дней здоровья, спортивных праздников и состязаний, игр.
  • Подготовку и проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний.
  • Организацию экскурсий, походов.
  • Пропаганду здорового образа жизни детей.
  • Организацию интересного и плодотворного досуга. В том числе и в каникулярное время.
  • Привлечение внимания родителей, общественных организаций, учреждений села к проблемам формирования и ведения здорового образа жизни.

 

6.12. Основные направления деятельности и предполагаемые формы работы:

 

1) Учёт состояния здоровья детей:

-анализ медицинских карт учащихся;

-определение групп здоровья;

-учёт посещаемости занятий;

-контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

 

2) Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

-организация работы спортивных секций;

-динамические паузы для учащихся 1-х классов;

-динамическая перемена для учащихся 2-4-х классов;

-дни здоровья;

-организация летнего оздоровительного лагеря при школе с дневным прибыванием.

 

3) Урочная и внеурочная работы:

-открытые уроки  физической культуры, ОБЖ;

-открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности;

- спортивные секции

  а) баскетбол

  б) шашки и шахматы

  в) настольный теннис

  г) легкая атлетика

  д) футбол

 

4) Основные направления пропаганды здорового образа жизни:

-тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции;

-совместная работа с учреждениями здравоохранения, органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма;

-обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи;

-пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки физической культуры и ОБЖ.

 

5) Соревнования и спортивные праздники:

- « Весёлые старты»;

- Военизированная игра « Зарница»;

- Дни бегуна, прыгуна;

- « Папа, мама, я – спортивная семья»;

- Общешкольные соревнования по баскетболу, футболу, лёгкой атлетике, пионерболу, лыжным гонкам и др.

-русские народные игры, олимпийские игры, подвижные игры.

 

6) Профилактика заболеваний учащихся:

-организация медицинского обследования;

-соблюдение гигиенических норм и правил для учащихся;

-соблюдение норм освещения и отопления в классах и школе;

-осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний среди учащихся;

-беседы, лекции, просмотры фильмов;

-проведение школьного конкурса « Самый здоровый класс»;

-проведение конкурса « Спортсмен года».

 

7) Тематические классные часы по вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования здорового образа жизни:

-цикл бесед « Гигиена школьника»;

- «Чтобы зубы не болели»;

- «Да здравствует мыло душистое»;

- «Ты и телевизор»;

- «Компьютер + здоровье»;

- «Твой режим дня»;

- инструктажи по предупреждению травматизма;

- беседы по правилам дорожного движения.

 

8) Тематика родительских собраний по проблеме формирования здорового образа жизни:

- «Здоровье ребёнка в руках взрослых»;

- «Режим труда и учёбы»;

- «Физическое воспитание детей в семье»;

- «Алкоголизм, семья и дети»;

- «Предупреждение нервных и сердечных заболеваний в годы юности»;

- «Вредные привычки у детей»;

- «Наркотики в зеркале статистики»;

- «Психология курения»;

- «Нецензурная брань – это тоже болезнь»;

-  «Физическое развитие школьника и пути его совершенствования».

 

9) Диагностика учащихся по проблеме формирования здорового образа жизни:

-анкета «Отношение младших школьников к табакокурению»;

-анкета «Отношение к психоактивным веществам».

 

 

6.13. Улучшение системы питания:

  • оптимизация системы питания в школьной столовой с учётом потребностей учащихся;
  • привлечение родительской общественности к процессу контроля работы столовой и организации системы питания;
  • реализация программы «Разговор о правильном питании»,