6. Программа формирования
здорового и безопасного
образа жизни
6.1. Пояснительная записка
В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Комплексная программа укрепления здоровья в нашей школе – это совокупность мероприятий, направленная на обеспечение здоровья и благополучия субъектов УВП.
Основная цель начального образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т. е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности. Именно поэтому уже в начальной школе важно научить ребёнка осознать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за сохранение своего здоровья. Учёные отмечают, что первый скачок в увеличении ребят, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. Это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит всё население страны. И на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Среди источников «школьных» факторов, негативно воздействующих на здоровье учащихся, в период обучения можно выделить следующие неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
· факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей;
· комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
· особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью.
6.2. Обоснование необходимости реализации Программы
Село Левашово расположено на территории Некрасовского района Ярославской области.
Ведущей отраслью района является сельское хозяйство, которое в настоящее время находится в критическом состоянии. Другие отрасли экономики не получили здесь своего развития, поэтому уровень безработицы очень высокий. Таким образом, сложная социально-экономическая ситуация в селе усугубляется низким уровнем культуры населения, в т.ч. питания, неблагоустроенным жильём (в домах отсутствует канализация, вода, поступающая по старому водопроводу, с повышенным содержанием железа).
Все эти обстоятельства негативно влияют на состояние здоровья населения.
Причинами ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения являются также школьные факторы риска нарушения здоровья, в т. ч. :
- совместное обучение детей с разным уровнем подготовки и разными психофизическими качествами;
- недостаточная дифференциация содержания учебных предметов;
- перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями;
- неблагоприятный психологический микроклимат в детских коллективах;
- неоправданная интенсификация образования на фоне ухудшения социально-экономической и экологической обстановки и др.
Утверждение здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения рассматриваются в качестве одного из приоритетных направлений деятельности нашего ОУ, т. к. школа является одним из главных инициаторов и исполнителей культурного просвещения учащихся и взрослого населения в селе.
В школе сложилась система, предполагающая планомерный контроль состояния здоровья учеников и принятие мер по его улучшению, которая легла в основу комплексно-целевой программы « Здоровье» (далее – Программа).
6.3. Ресурсное обеспечение Программы
МОУ Левашовская СОШ представляет собой трёхэтажное здание кирпичной конструкции общей площадью 1413 кв. м, территория земельного участка школы . В школе имеются 20 кабинетов, спортзал и малый тренажёрный зал, столярная мастерская, библиотека, актовый зал и столовая. Во дворе находится спортивная площадка. К школе примыкает парк.
Информационные ресурсы школы:
· количество книг в библиотеке в расчёте на одного учащегося 58 шт.;
· суммарное время пользования Интернетом на одного учащегося в год 7 ч;
· количество учащихся на один компьютер 23 чел.
· соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
· наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
В школе имеется столовая на 80 мест, пищеблок, где имеются все необходимые условия для хранения продуктов и приготовления пищи.
· организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;
Обучающиеся начальной школы охвачены горячим питанием (полный обед). Имеется 10 — дневное меню, утверждённое Роспотребнадзором.
· оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.
Имеется спортивный зал (общая площадь 120 м 2), где имеется всё необходимое оборудование для осуществления образовательного процесса по предмету физическая культура, работы спортивных кружков и секций, внеурочной деятельности:
1. Козёл гимнастический
2. Стенка гимнастическая
3. Скамейка гимнастическая жёсткая
4. Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания)
5. Мячи: малый (мягкий), баскетбольные
6. Скакалка детская
7. Мат гимнастический
8. Акробатическая дорожка
9. Обруч пластиковый детский
10. Флажки стартовые
11. Лента финишная
12. Лыжи детские (с креплениями и палками)
13. Сетка для переноса и хранения мячей
14. Аптечка
15. Контейнер с комплектом игрового инвентаря
· наличие помещений для медицинского персонала;
Медицинское сопрвождение обучающихся осуществляет Левашовский ФАП и Центральная районная больница
· наличие необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).
Оздоровительную работу с обучающимися осуществляют специалисты: учитель физической культуры
6.4. Стратегические цели по оздоровлению школьников и пропаганде здорового образа жизни
Программа преследует следующие стратегические цели:
· поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся;
· создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижения успеха.
·
Задачи, решение которых обеспечивает достижение заявленных целей
Задачи Программы:
· сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
· научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
· научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
· сформировать представление о правильном ( здоровом ) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
· сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
· дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей ( сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п. ), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
· дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
· обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки ( релаксации );
· сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
· сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
· сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста развития.
6.5. Сроки реализации Программы
Программа рассчитана на 4 года и предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию.
|
|
|
|
|
6.6. Основные направления деятельности
6.6.1. Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:
·
· соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
· наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
· организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;
· оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным инвентарём;
· наличие помещений для медицинского персонала;
· наличие необходимого ( в расчёте на количество обучающихся ) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися ( логопеды, учителя физической культуры, психологии, медицинские работники ).
Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.
6.6.2. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,
направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом черезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:
· соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеурочной нагрузки ( выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях ) учащихся на всех этапах обучения;
· использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям обучающихся ( использование методик, прошедших апробацию );
· введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
· строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
· - индивидуализация обучения ( учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности ), работа по индивидуальным программам начального общего образования.
Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.
6.6.3. Эффективная организация физкультурно- оздоровительной работы,
направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья, включает:
· полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья ( на уроках физкультуры, в секциях и т. п. );
· рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно- двигательного характера на ступени начального общего образования;
· организацию занятий по лечебной физкультуре;
· организацию часа активных движений ( динамической паузы ) между 3-м и 4-м уроками;
· организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
· организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
· регулярное проведение спортивно – оздоровительных мероприятий ( дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, а также всех педагогов.
6.6.4. Реализация дополнительных образовательных программ внеурочной деятельности предусматривает:
· внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;
· проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т.п.;
Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:
· интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
· проведение часов здоровья;
· факультативные занятия;
· проведение классных часов;
· занятия в кружках;
· проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;
· организацию дней здоровья.
6.6.5. Просветительская работа с родителями ( законными представителями ) включает:
· лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т.п.;
· приобретение для родителей ( законных представителей ) необходимой научно- методической литературы;
· организацию совместной работы педагогов и родителей ( законных представителей ) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.
6.7. Ожидаемые результаты реализации Программы
Ожидаемые результаты заключаются в следующем:
· сохранение и по возможности укрепление психосоматического здоровья школьников через овладение навыками ЗОЖ;
· формирование осознанного ценностного отношения школьников и их родителей к здоровью как основному фактору успеха подрастающего поколения на последующих этапах жизни;
· повышение адаптационных возможностей детского организма и стабилизация уровня обученности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую;
· повышение уровня психологической комфортности в системах: « ученик – учитель », « ребёнок – ребёнок », « ребёнок – детский коллектив », « ребёнок – родители »;
· улучшение взаимодействия семьи и ОУ, ОУ и социума при организации здоровье-сберегающей деятельности школы.
6.8. Критерии оценки достижения результатов
Критериями оценки результативности здоровьесберегающей деятельности школы являются следующие показатели:
· желание учащихся посещать школу и оставаться в ней после окончания уроков;
· активность и заинтересованность школьников и их родителей в мероприятиях, связанных с тематикой здоровья;
· позитивные изменения психологического климата в педагогическом и детских коллективах;
· позитивные результаты мониторинга психосоматического здоровья учащихся.
6.9. Организация контроля исполнения Программы
Осуществляется в соответствии с внутришкольным контролем по правилам, предусмотренным разделом « Контроль над соблюдением гигиенических норм и правил, а также организацией учебно – воспитательного процесса и созданием условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся».
6.10. В программе принимают участие:
· Учащиеся школы;
· Члены педагогического коллектива;
· Медицинские работники;
· Родители.
6.11. Деятельность по реализации программы предполагает:
· Объединение учащихся в соответствии с их спортивными интересами для организации спортивных секций (баскетбол, футбол, лёгкая атлетика, настольный теннис, шашки и т.д.).
- Проведение Дней здоровья, спортивных праздников и состязаний, игр.
- Подготовку и проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний.
- Организацию экскурсий, походов.
- Пропаганду здорового образа жизни детей.
- Организацию интересного и плодотворного досуга. В том числе и в каникулярное время.
- Привлечение внимания родителей, общественных организаций, учреждений села к проблемам формирования и ведения здорового образа жизни.
6.12. Основные направления деятельности и предполагаемые формы работы:
1) Учёт состояния здоровья детей:
-анализ медицинских карт учащихся;
-определение групп здоровья;
-учёт посещаемости занятий;
-контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
2) Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
-организация работы спортивных секций;
-динамические паузы для учащихся 1-х классов;
-динамическая перемена для учащихся 2-4-х классов;
-дни здоровья;
-организация летнего оздоровительного лагеря при школе с дневным прибыванием.
3) Урочная и внеурочная работы:
-открытые уроки физической культуры, ОБЖ;
-открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности;
- спортивные секции
а) баскетбол
б) шашки и шахматы
в) настольный теннис
г) легкая атлетика
д) футбол
4) Основные направления пропаганды здорового образа жизни:
-тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции;
-совместная работа с учреждениями здравоохранения, органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма;
-обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи;
-пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки физической культуры и ОБЖ.
5) Соревнования и спортивные праздники:
- « Весёлые старты»;
- Военизированная игра « Зарница»;
- Дни бегуна, прыгуна;
- « Папа, мама, я – спортивная семья»;
- Общешкольные соревнования по баскетболу, футболу, лёгкой атлетике, пионерболу, лыжным гонкам и др.
-русские народные игры, олимпийские игры, подвижные игры.
6) Профилактика заболеваний учащихся:
-организация медицинского обследования;
-соблюдение гигиенических норм и правил для учащихся;
-соблюдение норм освещения и отопления в классах и школе;
-осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний среди учащихся;
-беседы, лекции, просмотры фильмов;
-проведение школьного конкурса « Самый здоровый класс»;
-проведение конкурса « Спортсмен года».
7) Тематические классные часы по вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования здорового образа жизни:
-цикл бесед « Гигиена школьника»;
- «Чтобы зубы не болели»;
- «Да здравствует мыло душистое»;
- «Ты и телевизор»;
- «Компьютер + здоровье»;
- «Твой режим дня»;
- инструктажи по предупреждению травматизма;
- беседы по правилам дорожного движения.
8) Тематика родительских собраний по проблеме формирования здорового образа жизни:
- «Здоровье ребёнка в руках взрослых»;
- «Режим труда и учёбы»;
- «Физическое воспитание детей в семье»;
- «Алкоголизм, семья и дети»;
- «Предупреждение нервных и сердечных заболеваний в годы юности»;
- «Вредные привычки у детей»;
- «Наркотики в зеркале статистики»;
- «Психология курения»;
- «Нецензурная брань – это тоже болезнь»;
- «Физическое развитие школьника и пути его совершенствования».
9) Диагностика учащихся по проблеме формирования здорового образа жизни:
-анкета «Отношение младших школьников к табакокурению»;
-анкета «Отношение к психоактивным веществам».
6.13. Улучшение системы питания:
- оптимизация системы питания в школьной столовой с учётом потребностей учащихся;
- привлечение родительской общественности к процессу контроля работы столовой и организации системы питания;
- реализация программы «Разговор о правильном питании»,